Балак — Низость Билама

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

3766

Недельная глава Балак

Наши мудрецы много говорят о том, насколько плохим человеком был Билам. Существует множество таких мест, но здесь мы приведем лишь самые основные.

Трактат Авот, глава 5, мишна 19.

Каждый, у кого есть три этих качества, – из учеников [последователей] нашего праотца Авраама. А три других качества – из учеников [последователей] нечестивца Билама. У учеников нашего праотца Авраама – добрый глаз, смиренный дух и непритязательная душа. У учеников нечестивца Билама – дурной глаз, высокомерный дух и ненасытная душа.

В чем отличие учеников нашего праотца Авраама от учеников нечестивца Билама? Ученики нашего праотца Авраама вкушают от этого мира и наследуют мир Грядущий, как сказано (Мишлей, 8:21): «Дам в наследие любящим Меня сущее и сокровищницы их наполню». Но ученики нечестивца Билама наследуют Геином и спускаются в преисподнюю, как сказано (Теилим, 55:24): «А Ты, Б-г, низведешь их в преисподнюю, кровожадные и лживые люди не доживут до половины своих дней. А я уповаю на Тебя!»

Барайта «Авот де-раби Натан» (нусха 2, глава 45) объясняет эту мишну.

Каждый, у кого есть три этих качества, – из учеников Авраама. А три других качества – из учеников Билама. У учеников Авраама – добрый глаз, смиренный дух и непритязательная душа. О добром глазе откуда учим? Как сказано: «И к скоту побежал Авраам, и взял теленка» (Берешит, 18:7) – трех лет, «нежного» – двухлетнего, «и хорошего» – годовалого. О смиренном духе откуда учим? Как сказано: «Пришелец и оседлый я у вас» (там же, 23:4). О непритязательной душе откуда учим? Как сказано: «А я – прах и пепел» (там же, 18:27).

А противоположные им качества у учеников Билама – дурной глаз, высокомерный дух и ненасытная душа. О дурном глазе откуда учим? Пока евреи не вышли из Египта, все народы мира приходили советоваться с ним. Когда же вышли евреи из Египта, рабыня из народа Израиля стала мудрее него. Тогда он начал смотреть дурным глазом на Израиль… Высокомерный дух: «…ибо не хотел Г-сподь позволить мне идти с вами» (Бемидбар, 22:13) – «Разве с вами я пойду? Ведь с более великими, чем они, я хожу!» А в конце этой истории что сказано? «И опять послал Балак князей, многочисленнее и знаменитее тех» (там же, стих 15). О ненасытной душе откуда учим? Как сказано: «Если бы дал мне Балак дом свой, полный серебра и золота…» (Бемидбар, 24:13).

Почему же наши мудрецы настолько очерняют Билама? Ведь, на первый взгляд, судя по тому, что написано в стихах, нет праведника, который сравнился бы с ним!

Если внимательно прочесть главу Балак, то можно очень удивиться поведению Билама.

То, что Билам любил деньги, известно и понятно из стихов Торы. И вот, после того как он отказал первым посланцам, Балак во второй раз призывает его проклясть еврейский народ в обмен на «великую почесть» (Бемидбар, 22:17). Эта «почесть» объясняется комментаторами, как много денег. Что же отвечает Билам? «Хотя бы давал мне Балак полный свой дом серебра и золота, не смогу преступить повеления Г-спода, Б-га моего, чтобы сделать что-либо малое или великое» (там же, стих 18).

Разве легко отказаться от большой власти и богатства только ради того, чтобы не преступить повеление Г-спода? Только великий праведник может устоять в таком испытании!

Билам же снова и снова повторяет этот принцип на протяжении всей главы: «И сказал Билам Балаку: вот пришел я к тебе, а теперь могу ли я что-нибудь говорить? То, что вложит Б-г в уста мои, то и буду говорить». Такие слова свойственны великим праведникам с необычайно сильной верой!

На непростой вопрос о разнице между словами и поступками Билама отвечают наши мудрецы так. Существует разница между выполнением повеления Г-спода и выполнением Его желания.

Этот ответ очень важен и затрагивает основы нашей веры. Билам удостоился очень высокого и ясного постижения истины, а потому для него нарушить явный приказ Б-га – все равно что засунуть руку в горящий огонь. И поэтому мы не должны удивляться силе его решимости не делать ничего против Б-га! В этом вопросе для него не было никакого выбора!

Однако он старается искать трещины и лазейки в явных приказах Творца, с тем чтобы все-таки проклясть еврейский народ, что противоречит желанию Б-га. И именно это делает Билама настолько низким и подлым человеком. Желание Б-га не интересует его, а главное для него – просто не нарушать Его явные приказы. [Прим. ред. Несмотря на высокий уровень постижения, Билам искал все эти лазейки, и не желал исполнить желание Творца. В этом и проявилась его греховная суть.]

Это является полной противоположностью нашего праотца Авраама, для которого желание Творца было превыше всего. Когда Г-сподь сказал ему: «Возьми твоего сына, единственного, которого любишь, – Ицхака… и принеси его там в жертву ола» (Берешит, 22:2), то Авраам четко понял, что таково желание Творца, и поэтому отправился делать это. Если бы такое указание получил Билам, то он бы выполнил сказанное Г-сподом, подняв своего сына на жертвенник, а затем сняв его оттуда!

Сказанное выше относится и к нам: есть люди, которые поступают по букве закона, но, вместе с тем, не выполняют желание Творца, делая себя в некотором смысле учениками Билама.

Подготовил р. Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=26929