Шмот — Победа Йосефа – победа над гордыней

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1443

Недельная глава Шмот

Говорится в нашей недельной главе: «Потомство Яакова было 70 человек, а Йосеф был в Египте».

Возникает вопрос: разве Йосеф не является одним из потомков Яакова? Почему он упоминается особо?

Важнейший для нас ответ на этот вопрос – Йосеф прошел все перипетии Египта и остался тем же Йосефом, сыном Яакова и внуком Ицхака. Мидраш добавляет одну небольшую, но очень важную деталь, которая помогает нам увидеть ситуацию более широко: это напрямую связано с тем, что мы писали выше об особом достоинстве сынов Израиля.

Если человек особенно одарен Всевышним, то это не повод для гордыни, а дополнительный обязывающий фактор для лучшего служения. Есть воспоминания очевидцев о том, как Хафец Хаим обращался к Всевышнему: «Ты мне дал книгу “Хафец Хаим”, “Мишну Бруру”, а что я Тебе дал?..» Величайший мудрец Торы Хафец Хаим видел и признавал, что все те вещи, которые он успел в этой жизни сделать – не его заслуга, а лишь результат того, что Всевышний дал ему возможность это сделать.

Часто мы можем видеть рядом с собой «удачливых» людей – а может, и сами себя считаем таковыми. Все у таких людей получается гладко: учеба, работа, бизнес, и, казалось бы, в чем тут может быть проблема? Для такого человека велика опасность: как бы не возгордиться и не решить, какой он молодец – сам по себе. Люди, которые не понимают, что все, происходящее с ними, происходит благодаря помощи с Небес, могут, не дай Б-г, такую  помощь потерять, и конец их будет плачевным…

От гордыни есть верное «лекарство»: во все моменты своей жизни помнить, что все от Всевышнего, и в Его власти возвеличить или принизить любого человека. Более того, пишут наши мудрецы (Рамхаль в «Месилат Йешарим», Магид из Дубно), что очень помогает человеку, осознающему свои достоинства и способности, сравнивать то немногое, что он делает в жизни, с тем великим, чего от него ожидает Всевышний. Нам всем надо задуматься над тем, что Творец наградил нас такими способностями и талантами, чтобы мы, во-первых, построили наши семьи обителями для Шхины, а, во-вторых,  восстановили знание Торы в нашем народе со всей полнотой, построили великие ешивы, основали предприятия для помощи другим и т.п.

Все сказанное верно для Йосефа: несмотря на высокое положение, которого он достиг в Египте, несмотря на богатство, власть и почет, он не возгордился. Тора именно так и называет Йосефа – «иш мацлиах», удачливый человек. Находясь в самом низу социальной лестницы, будучи даже рабом, Йосеф стал царем над Египтом и всей округой, кормил весь мир, а, значит, фактически, даровал жизнь. И при этом он остался тем же Йосефом без гордыни. Это качество подчеркивает и Мидраш Раба.

В Теилим есть такие строки от имени царя Давида: «сердце мое не поднялось, и глаза мои не поднялись, и я не возвысился …» Наши мудрецы открыли нам, когда Давид сказал эти слова. Есть известная история о том, что Давид считался незаконнорожденным, мамзером, и был отлучен от дома. Пророк Шмуэль пришел в дом Ишая помазать на царство нового царя. Ишай позвал всех своих сыновей, но пророк не увидел среди них ни одного достойного. Тогда вспомнили о том, что где-то на заднем дворе есть еще один – и привели Давида. И именно его помазал пророк Шмуэль на царство, именно он стал царем Давидом. И в такой момент, когда все перевернулось, когда его происхождение было доказано, и он, наконец, занял не просто достойное положение, а стал помазанником на Царство, свидетельствует о нем святой дух: «не поднялось мое сердце, и глаза не поднялись». Потрясающий пример собственного достоинства, скромности и преданности Всевышнему – знак для нас всех и дорога, по которой стоит идти.

Подготовила  А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=51793