Леках Тов — Шмот — Заповедь страха перед Богом

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Байфус

2641
матот-масей

Недельная глава Шмот

«И боялись повитухи Б-га, и не сделали того, что говорил им царь Египта, и дали жизнь детям» (Шмот, 1:17).

В своей книге «Даат Тора» великий машгиах ешивы Мир рав Йерухам Лейвович спрашивает: почему Тора сначала должна была сказать «И боялись повитухи Б-га», и только потом «И не сделали, как говорил им царь Египта»? Если главное в том, что они не подчинились царю, то было бы достаточно только второй части стиха, а если в том, что этот великий поступок женщины совершили в силу присущей им Б-гобоязненности, – разве свойственно Торе награждать соблюдающих заповеди Творца почетными титулами?

Объяснение в том, что, в отличие от других предписывающих заповедей, определяющих поведение человека и его действия, исполнение заповедей, касающихся «обязанностей сердца» (таких, как заповедь любви к Б-гу, единения с Ним, и точно так же трепета перед Ним) состоит в стремлении к приобретению определенных душевных качеств. Говоря об «обязанностях сердца», Тора, в сущности, велит человеку стараться эти качества приобрести. Еврейские повитухи стали примером такого духовного труда: чтобы вопреки опасности не исполнять приказы царя, они всеми средствами старались взрастить в себе трепет перед Б-гом, – настолько, чтобы устоять в нелегком испытании.

Теперь понятно, что словами «и боялись повитухи Б-га» Тора подчеркивает только их усилия в приобретении трепета перед Небесами, самоотверженность в исполнении заповеди «Г-спода Б-га твоего страшись».

Тора не говорит о том, что причина их поступка – праведность и Б-гобоязненность, но лишь о совершенных ими делах. Во-первых, «И боялись повитухи Б-га» – взрастили в себе страх перед Небесами, а затем уже «Не сделали, как говорил им царь Египта».

Из сказанного далее видно, что они удостоились награды не за спасение детей, а за свой страх перед Небесами: «И было, поскольку боялись повитухи Б-га, сделал для них дома». О том же говорит и мидраш: «“И сделал Б-г повитухам добро…”, – сказал раби Брахия от имени раби Хии бар Абы: об этом сказано (Йов, 28:28): “И сказал человеку: вот страх перед Г-сподом – мудрость”. Что есть награда за страх? Тора! Поскольку Йохевед боялась Всевышнего, от нее произошел Моше, о котором сказано, что “он – хорош”, и через него дана Тора – “доброе приобретение”, и она названа именем его, как сказано: “Помните Тору Моше, раба Моего”. А от Мирьям произошел Бецалель, наполненный мудростью, как сказано: “И исполнил его духом Б-га в мудрости”. И сделал Бецалель ковчег для Торы, названной “добром”».

Рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува» пишет: «Ибо человек обязан формировать качества сердца своего во всякий час и поселять в нем страх и боязнь пред Б-гом благословенным». Из сказанного также следует, что исполнение заповеди Торы: «Г-спода Б-га своего страшись» состоит в приобретении Б-гобоязненности. О грешниках же сказано (Ирмияу, 5): «И не сказали они в сердце своем: станем страшиться Г-спода Б-га…»

Ясно, что как заповедь о Б-гобоязненности состоит в приобретении этого качества, а не в обладании им, так и грех – не в отсутствии страха перед Небом в сердце человека, а в нежелании приобрести его.


http://www.beerot.ru/?p=8989