fbpx

В Пурим нам велено праздновать и веселиться. Написано в Мегилат Эстер: Ла-Йеудим айта ора ве-симха ве-сасон в-икар – «Евреям был свет и радость, веселье и почет». Пурим – возможно, самый радостный праздник в еврейском календаре, что выражается и в чтении Мегилы, считающимся эквивалентом чтения Алеля (хвалы Б-гу за все содеянные для нас чудеса), и в обильном питье вина за трапезой, и в стремлении порадовать подарками самых бедных и неимущих. Рамбам утверждает, что, в отличие от других праздников еврейского календаря, праздник Пурим останется навсегда. Потому что Пурим символизирует нашу истинную связь с Б-гом и благодарность Ему, а этого у нас никому не отнять.

Кому давать деньги?

| Рав Берл Набутовский

Пурим — подарки бедным на Пурим

| Рав Берл Набутовский

Пурим — Давайте угощать друг друга!

| Рав Берл Набутовский
МЕГИЛАТ

МЕГИЛАТЭСТЕР

Представляем вашему вниманию комментарий Гаона из Вильно на уровне «ремез» к Свитку Эстер. Этот комментарий рассматривает Мегилат Эстер как описание взаимоотношений Тела и Души на протяжении жизни, описывает посмертный суд над ними и последующий гильгуль — перевоплощение души.

СУТЬ ПУРИМА

шушан пурим

Шушан Пурим

| Рав Шмуэль Бурнштейн из Сохачева
Как известно, в еврейском календаре есть два праздника Пурим. Один называется просто «Пурим», а другой — «Шушан Пурим». Пурим празднуют четырнадцатого числа месяца Адар,...
раскрытие единства
В свете книг раби Хаима Моше Луцатто (Рамхаля), р. Х. Фридлендер, Сифтей хаим, Моадим, т. 2, стр. 213Составлено по записям учеников; заголовок – от...

Пурим

ОБЫЧАИ И ЗАКОНЫ ПУРИМА

законы и обычаи Пурима

Законы и обычаи Пурима

| Рав Лейб Нахман Злотник
Часть вторая. Законы и обычаи Пурима Общее В Пурим принято надевать субботние одежды. В доме должна царить праздничная атмосфера («Мишна Брура», 695:3). 14 и 15 Адара (в...

Курение в Пурим

| Рав Берл Набутовский
В последнее время распространилась привычка давать юношам и детям курить в Пурим. Такое поведение ничем не обосновано, и это не является еврейским обычаем, принятым...

ТРАПЕЗА В ПУРИМ

Пуримская трапеза и молитва Маарив…

| Рав Берл Набутовский
Уважаемый раввин, скажите, как быть с молитвой маарив на исходе Пурима? Лучше помолиться во время трапезы пока еще относительно трезв (ну то есть можно...
«Сказал Рова: еврей должен опьянеть в Пурим , пока не будет различать между “Да будет проклят Аман” и “Да будет благословен Мордехай”» (Мегила, 7б). По...

МЕГИЛАТ ЭСТЕР

Мордехай
Основано на Комментарии Виленского Гаона Глава 4 Стих 1 (א) וּמָרְדֳּכַי יָדַע אֶת כָּל אֲשֶׁר נַעֲשָׂה וַיִּקְרַע מָרְדֳּכַי אֶת בְּגָדָיו וַיִּלְבַּשׁ שַׂק וָאֵפֶר וַיֵּצֵא בְּתוֹךְ הָעִיר וַיִּזְעַק...
уничтожения
Основано на Комментарии Виленского Гаона Глава 3 Стихи 13 – 14 (יג) וְנִשְׁלוֹחַ סְפָרִים בְּיַד הָרָצִים אֶל כָּל מְדִינוֹת הַמֶּלֶךְ לְהַשְׁמִיד לַהֲרֹג וּלְאַבֵּד אֶת כָּל הַיְּהוּדִים מִנַּעַר...

ЗАКОНЫ ЧТЕНИЯ МЕГИЛАТ ЭСТЕР

Некоторые поским запрещают слушать Мегилат Эстер через микрофон или по телефону. Скажите, где мы находим источник такого запрета? Шломо Александр, Киев

Чтение Мегилат Эстер — как читать Мегилу?

| Рав Берл Набутовский
Тот, кто читает Мегилу для себя, может делать это и сидя, и стоя. Но благословления на чтение Мегилы следует произносить стоя. Тот, кто читает...

МЕСЯЦ АДАР И 4 ГЛАВЫ

не забудь

Не забудь…

| Рав Шломо Левинштейн
«Сотри память об Амалеке под Небесами, не забудь» Возникает вопрос, зачем нужна добавка «Не забудь», ведь в начале (главы «Захор») уже сказано: «Помни»? Вот, как объясняют...
ослабить амалека

«Захор»: уменьшение силы Амалека

| Рав Шмуэль Бурнштейн из Сохачева
Следует задуматься о главе «Захор», и какие уроки следует из неё вынести. Необходимо также объяснить, почему она близка к главе «Шкалим» (которую читают за неделю...

Полшекеля

Пурим – это, по сути, не какая-то новая история, а всего лишь очередная попытка нашего злейшего врага – Амалека – уничтожить еврейский народ. Начавшись нападением Амалека на евреев после их Исхода из Египта, этот постоянный конфликт достиг кульминации, когда амалекитянин Аман убедил царя Ахашвероша уничтожить всех евреев. Книга Эстер повествует, что евреи того времени низко пали, приняв участие в пиру Ахашвероша, целью которого была пробуждение в них жажды физических наслаждений.

После этого Б-г позволил прийти к власти Аману, а тот, движимый ненавистью, бросил жребий с целью определить время окончательного уничтожения еврейского народа. Мордехай, духом святого постижения чувствовавший ситуацию и смысл событий, и царица Эстер призвали евреев вернуться к Б-гу с молитвой и постом. И тогда чудесным образом все повернулось против Амана: он был повешен на виселице, которую сам же заготовил для Мордехая. Мордехай и Эстер установили четырнадцатое Адара (а для городов, окруженных стеной со времен Йеошуа бин Нуна – пятнадцатое) как праздничный день, в который те чудеса отмечаются пиром и ликованием, подарками бедным и друзьям.

Когда наступает месяц Адар, и мы задумываемся о руководящей Руке Б-га в природе, эта дополнительная ясность цели усиливает нашу радость. Мы приходим к Пуриму, открыв все, что скрывается за материальным миром. В этом смысл Пурима — открыть за «естественным ходом событий» в мегилат Эстер — направляющую руку Всевышнего.

Мудрецы установили в Пурим шесть заповедей, исполнением которых отмечаются содеянные для нас Б-гом чудеса:

    Крият Мегила – чтение Мегилат Эстер в Пурим дважды, вечером и утром.
    Крият а-Тора – чтение отрывка Торы, повествующего о войне с Амалеком (Шмот, 17:8-16). Это чтение проводится во время молитвы Шахарит.
    Аль а-Нисим – вставка в молитву Шмоне Эсре и в благословение после еды (Биркат а-Мазон), описывающая чудеса Пурима.
    Матанот ла-эвьоним – подарки бедным. Минимум – подарок по крайней мере двум людям, каждому – стоимостью по крайней мере прута (маленькой монеты). [Прим. ред. Однако изначально следует дать подарок, равный по стоимости праздничной трапезе.]
    Мишлоах манот – посылки еды друзьям. Надо послать, по крайней мере, два готовых к употреблению продукта хотя бы одному знакомому.
    Сеудат Пурим – праздничный пир во второй половине дня. При этом надо пить вино и достичь такой степени опьянения, при которой невозможно различить между проклятием Аману и благословением Мордехаю (эта заповедь исполняется если мы пьем больше, чем обычно и погружаемся в сон [«Мишна Брура»]).