Каббала

каббала

В последние десятилетия понятие каббала стало необычайно популярным. Интернет заполнили множество ресурсов, претендующих на обладание сокровенным знанием, на самом же деле являющихся либо откровенным мошенничеством, либо псевдоеврейскими лжеучениями. Вред, который наносят подобные лжеучения еврейским душам, трудно переоценить!

В противовес этому, мы постараемся познакомить Вас с основополагающими трудами великих каббалистов прошлого и настоящего. Изучение каббалы в нашей традиции не является самоцелью, но служит инструментом для работы над своими качествами, усовершенствования их и приближения к Творцу!

Чтобы лучше понять основы и глубины еврейского мировоззрения, предлагаем Вам ознакомиться с трудами наших учителей в указанной последовательности:

В ожидании Машиаха

Рав Моше Шапиро — великий знаток Торы и каббалы нашего поколения. Мы не в силах оценить величие рава Шапиро в Торе. Рав Ицхак Зильбер говорил о нем двадцать девять лет назад, что в области Агады он – хад бе-дара – единственный в поколении. Это означает, что больше таких людей нет. Рав Пильц также привел от имени одного из величайших знатоков тайного учения – каббалы – рава Элияу Вайнтруба, что рав Моше Шапиро являлся хад бе-дара и в тайной части Торы. Книга «В ожидании Машиаха» основана на записях уроков рава Шапиро. Эти уроки раскрывают нам тайны эпохи Машиаха.

кнесет
| Рав Моше Шапиро

потомков Ишмаэля
| Рав Моше Шапиро

Рамбан на недельную главу

Рамбан (акроним имени: раби Моше бен Нахман, или Нахманид) — родился в 1195 году, в городе Герона, в испанской провинции Каталония. Один из крупнейших комментаторов Торы, Танаха и Талмуда, великий мудрец своего поколения и знаток сокровенных частей Торы. Коментарий Рамбана к Торе печатается с дополнительным коментарием, включающим в себя отрывки из книги «Зоар» и других святых книг.

Даат Твунот

«Даат Твунот» — еще один труд великого мудреца и каббалиста Рамхаля (раби Моше Хаим Луццатто, 1707-1746гг.). Книга написана как диалог о цели мира, в котором основное внимание уделяется разъяснению четырех из 13 основных принципов еврейской веры, наиболее сложных для понимания — Провидение Всевышнего, Награда и Наказание, Приход Машиаха и Воскрешение мертвых. Книга объясняет предназначение человека и раскрывает общую идею отношений Всевышнего с миром и всю совокупность проявлений власти Всевышнего в разные периоды, от начала творения и вплоть до достижения цели творения.

совершенство
| Рав Моше Хаим Луцатто

Месилат Йешарим

Рамхаль — рав Моше Хаим Луцатто был величайшим каббалистом, и кроме книги «Месилат Йeшарим» оставил после себя выдающиеся труды по каббале. Виленский Гаон говорил о понимании Рамхаля в скрытой мудрости, что по его книгам видно, как будто бы он стоял и наблюдал за тем, как Всевышний строит Миры. Месилат Йешарим, книга по мусару, основанная на идеях каббалы, стала основополагающей книгой и для мудрецов, и для простых евреев. Этическое движение мусар, которое основал рав Исраэль Салантер, во многом основывается на идеях этой книги.

Понимание мидраша

Высказывания мудрецов, дошедшие до нас в книгах Мишны, Талмуда, Мидрашей и в книге «Зоар», можно условно разделить на несколько категорий. Одна из них называется Агадот — это истории, аллегории, высказывания, связанные с явлениями природы и т. п. Высказывания, относящиеся к агадот, особенно трудны для понимания и в них скрыто множество тайн. В данной серии уроков рав Хаим Фридландер объясняет, как следует подходить к изучению такого рода высказываний мудрецов.

Томер Двора

Книга «Томер Двора» была написана в середине 16-го века знаменитым каббалистом из Цфата рабби Моше Кордоверо. Книга является объяснением заповеди «следовать путями Всевышнего». Всевышний создал мир и постоянно поддерживает его существование и влияет на него с помощью десяти Сфирот. Книга «Томер Двора» объясняет их и учит нас, каким образом человек может уподобиться Творцу, следуя путями Его, в соответствии с каждой из них.

Шаарей Кдуша

Рав Хаим Виталь, живший в 16-17 веках, был учеником таких великих каббалистов, как рав Моше Кордоверо и Аризаль. Книга «Шаарей Кдуша» рава Хаима Виталя описывает, каким образом достичь святости, исправляя свои душевные качества и совершенствуясь в заповедях. По словам самого рава Хаима, в этом труде он приоткрывает возвышенные тайны, полученные им из уст его святого учителя Аризаля. И, поскольку речь идет о тайнах Каббалы, приоткрывая «на ладонь», он скрывает их «на 2000 локтей», чтобы «тот, кто будет достоин, смог проникнуть внутрь, и благой Всевышний не откажет во благе тому, кто идет в цельности».

Даат Твунот

«Даат Твунот» — еще один труд великого мудреца и каббалиста Рамхаля (раби Моше Хаим Луццатто, 1707-1746гг.). Книга написана как диалог о цели мира, в котором основное внимание уделяется разъяснению четырех из 13 основных принципов еврейской веры, наиболее сложных для понимания — Провидение Всевышнего, Награда и Наказание, Приход Машиаха и Воскрешение мертвых. Книга объясняет предназначение человека и раскрывает общую идею отношений Всевышнего с миром и всю совокупность проявлений власти Всевышнего в разные периоды, от начала творения и вплоть до достижения цели творения.

video
78 МИН
| Рав Лейб Александр Саврасов

video
70 МИН
| Рав Лейб Александр Саврасов

video
72 МИН
| Рав Лейб Александр Саврасов

video
57 МИН
| Рав Лейб Александр Саврасов

video
| Рав Лейб Александр Саврасов
video
| Рав Лейб Александр Саврасов
video
| Рав Лейб Александр Саврасов
video
| Рав Лейб Александр Саврасов

Месилат Йешарим (Путь праведных)

Рамхаль — рав Моше Хаим Луцатто был величайшим каббалистом, и кроме книги «Месилат Йeшарим» оставил после себя выдающиеся труды по каббале. Виленский Гаон говорил о понимании Рамхаля в скрытой мудрости, что по его книгам видно, как будто бы он стоял и наблюдал за тем, как Всевышний строит Миры. Месилат Йешарим, книга по мусару, основанная на идеях каббалы, стала основополагающей книгой и для мудрецов, и для простых евреев. Этическое движение мусар, которое основал рав Исраэль Салантер, во многом основывается на идеях этой книги.

video
| Рав Игаль Полищук

video
| Рав Игаль Полищук

video
| Рав Игаль Полищук

video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук

Нефеш аХаим

Рав Хаим из Воложина (1749-1821) — великий мудрец, ближайший ученик Виленского Гаона, основатель Воложинской ешивы, «матери всех ешив». Его книга «Нефеш а-Хаим» – фундаментальный труд, в котором рав Хаим в течение многих лет систематизировал учение Виленского Гаона.  «Нефеш аХаим» представляет собой четкое и упорядоченное каббалистическое мировоззрение, при этом в ней  рассматриваются не только сложнейшие вопросы понимания природы Б-га, человека и всего мироздания но и глубокие секреты молитвы и важность изучения Торы.

video
| Рав Игаль Полищук

video
| Рав Игаль Полищук

video
| Рав Игаль Полищук

video
| Рав Игаль Полищук

video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук
video
| Рав Игаль Полищук

Каббала – это наиболее сокровенная часть Устной Торы, переданная нам Всевышним, вместе с Торой Письменной (Пятикнижием Моше), на горе Синай. Устная Тора делится на четыре уровня, известные под аббревиатурой ПаРДеС: пшат – прямое значение, ремез – более глубокое понимание, которое выводится из гиматрий, акронимов и т. п., драш – еще более глубокое толкование, и сод – каббалистическая интерпретация.

В отличие от различных философских гипотез, Каббала берет свое начало непосредственно из Б-жественного откровения.

Поэтому Каббала именуется также «истинной мудростью». В противоположность открытой части Торы, предназначенной для любого еврея, тайная мудрость всегда передавалась только избранным, немногим мудрецам в каждом поколении, достигшим совершенства во всех сферах – в поведении, качествах характера, соблюдении заповедей и в знании и постижении остальных частей Торы.

Существует обязанность скрывать мудрость Каббалы от тех, кто ее недостоин. Именно поэтому, в то время, как открытая часть Торы передавалась и изучалась публично, Каббала передавалась всегда в максимально краткой и скрытой форме от учителя к ученику, только тем, кто был достоин получить ее. Так продолжалось до поколения танаим – мудрецов Мишны.

Затем тана раби Шимон бар Йохай, получивший знания каббалы от раби Акивы, удостоился раскрыть тайны Торы в ясной и совершенной форме, и передать своим ученикам. Это знание было зафиксировано в святой книге «Зоар». В такой форме Каббала передавалась от одного поколения мудрецов другому до поколения амораим – мудрецов, чьи слова составляют Гемару. В это время преследования и изгнания привели к тому, что Каббала снова стала достоянием немногих наиболее выдающихся мудрецов. Они передавали лишь основные понятия учения от одного к другому – тайно, языком намеков. После эпохи гаонов «Зоар» исчез, и оставался потерянным до времени поздних ришоним (крупнейших мудрецов, живших в период XI-XV веков). Пследним настоящим каббалистом был Рамбан — рав Моше бен Нахман.

После него понимание Каббалы было почти полностью утрачено, за исключением самых общих понятий.

В 13-м веке был заново открыт «Зоар», но он уже не был доступен для понимания во всей его глубине. В 16-м веке появился новый свет — святой мудрец рав Ицхак Лурия Ашкенази, Аризаль, удостоился явления пророка Элияу, который обучал его и раскрывал ему тайны намеков и понятий Каббалы. Пнимание книги «Зоар» у Аризаля настолько глубоко, что его можно считать новым звеном в передаче каббалы. После него началась новая эпоха. Рав Хаим Виталь, ближайший ученик Аризаля, записал его объяснения тайного учения в книге «Эц Хаим». Понимание и изучение Каббалы вышло на совершенно новый уровень.

Учение Аризаля оказало основополагающее влияние на все сферы еврейской мысли, все книги мусара, хасидизма, все учение Виленского Гаона, все толкование ТаНаХа мудрецами последних поколений — базируется на каббале Аризаля.

250 лет назад мудрецы Торы увидели, что не каждый может углубленно изучать учение Аризаля. Однако, известно, что в заслугу тех, кто занимается тайнами Торы, мы выйдем из Изгнания. Что же делать? Такие выдающиеся раввины, как раби Шнеур-Залман из Ляд и раби Хаим из Воложина написали книги, построенные на кратком изложении трудов Аризаля. Но написаны они так, что заключенные в них важнейшие принципы становятся доступными и тем, кто не может изучать сами источники. Поэтому и обычные люди, посвятившие себя Торе, могут учить такие книги, как «Тания», «Нефеш а-Хаим» или «Томер Двора» раби Моше Кордоверо. Благодаря этим книгам можно в какой-то степени почувствовать сладость общих фундаментальных принципов, обрести общие теоретические знания, впитать в себя огонь святости, обрести воодушевление в духовной работе, немного больше разбираться в смысле заповедей, направленности молитвы, понятиях греха, раскаяния и исправления, – все это можно, и необходимо каждому еврею Торы.

Каббала изучает единство Творца, Б-жественное провидение и пути Его управления этим миром: каким образом Творец влияет на мир через качества Б-жественного милосердия (хесед), строгого суда (дин) и милости (рахамим). Каббала изучает также пути приближения к Творцу и «прикрепления» к Нему.

Каббала подразделяется на две части: Маасе Берешит и Маасе Меркава.

Маасе Берешит описывает все высшие и низшие миры, их создание, управление, и способы их исправления и доведения до совершенства. Кроме того, эта часть Каббалы раскрывает тайну единства Творца, а также объясняет тайное значение Торы и ее законов.

Маасе Меркава обучает человека различным методам, с помощью которых можно поднять и освятить себя до уровня получения пророчества. Эти методы включают:молитвы и исполнение заповедей с большой сосредоточенностью и особыми каббалистическими намерениями (каванот), очищение тела и исправление корня души до такой степени, что она становится достойной служить «колесницей» для Шехины (Б-жественного присутствия в мире).